Содержание:

Как уменьшить налоги законными методамиГосударственное регулирование предпринимательства направлено на постоянное ужесточение рычагов, позволяющих вывести из тени организации, работающие серыми и черными методами, а также легализировать их доходы.

Но существенная доля бизнеса в России по-прежнему работает в тени, отчасти это связано и с высокой налоговой нагрузкой. Затраты на легальное ведение бизнеса ставят под вопрос его рентабельность.

Чтобы снизить расходы, компании выплачивают зарплаты «в конвертах», рискуя столкнуться с ответственностью по НК и УК РФ.

Государственные методы борьбы с теневым бизнесом

Эксперты настаивают на том, что вести борьбу с компаниями, работающими «в серую» и «в черную», необходимо с разных сторон:

Сегодня налоговая видит полную цепочку контрагентов, вплоть до 5-7 звена, а иногда и дальше. В ее распоряжении находятся средства, позволяющие сравнивать полученную от контрагентов информацию по суммам, их назначению и пр.

Методы налогового контроля, в том числе использование АСК НДС-2 нацелены на выявление получателя налоговой выгоды, который осуществляет сделки с фирмами-однодневками.

Речь идет не только о «сером» или «черном» бизнесе, претензии контролирующих органов могут коснуться и добросовестных фирм, которые заключают сделки с «белыми» компаниями, а те уже, в свою очередь, работают с теневыми.

Поэтому уже очень скоро единственным выходом для российского бизнеса станет полная и своевременная уплата налогов, а также полностью легальное ведение деятельности: выход из тени и эффективное налаживание учета в организации.

Прогрессивный бизнес уже понимает эти реалии и осваивает методы полностью законной работы со снижением налоговой нагрузки благодаря оптимизации налогообложения.

Что представляет собой оптимизация налогообложения

Оптимизировать налогообложение — не означает не платить налоги или совершать какие-то незаконные действия. Это способ снизить налоговую нагрузку благодаря совершенному знанию действующего законодательства и умелому его использованию.

7 методов по снижения налоговой нагрузки:

 Изучение структуры расходов компании

Необходимо определить расходы, которые влияют на налогооблагаемую базу и не вычитаются из расходов (не уменьшают базу). Глава 25 НК РФ подробно регламентирует, какие расходы признаются при определении размеров налога на прибыль организации. Следовательно, задача компании по максимуму исключить расходы, которые не подпадают под эту главу.

Глубокий анализ бизнеса на состав доходов и расходов

Необходимо обязательно выделить в отдельную группу контрагентов с и без НДС. Эти потоки лучше разделить с помощью выделения самостоятельного юрлица, таким образом удастся сэкономить на НДС. Подробнее этот метод, как один из основополагающих, мы рассмотрим ниже на примере из практики.

Выведение непрофильного персонала за пределы штата компании

Например, юридический, кадровый, бухгалтерский, маркетинговый отдел. Как вариант, можно открыть аутсорсинговую компанию, ООО на УСН с режимом доходы минус расходы, так как ИП должен платить фиксированные взносы, независимо от того, ведется деятельность или нет.

Руководитель-ИП

Закон не запрещает нанимать в качестве управляющего или директора организации индивидуального предпринимателя, работающего на УСН 6%. При этом ИП сам делает все отчисления за себя, что приводит к экономии на налогах и платежах в фонды.

Аутстаффинг

Получение персонала от специализированной компании или «аренда» сотрудников. Компания-аутстаффер сама делает за них отчисления, принимает официально на работу, платит зарплату, а вы лишь оплачиваете вознаграждение за фактическое выполнение ими возложенных задач.

К тому же, предоставляют такой персонал только агентства, прошедшие аккредитацию у Федеральной службы по труду и занятости, поэтому вы получите квалифицированных работников и официальное оформление аутстаффинга.

Анализ состава имущества, на которое уплачивается налог

Его не платят организации на УСН, поэтому, если ваша компания работает на ОСН, желательно передать основные средства организации, которая работает на упрощенке.

Для этого ее нужно открыть и дальше арендовать у нее это имущество. Но эта схема подойдет только если остаточная стоимость ОС компании не больше 100 млн рублей.

Если для этих целей вы откроете ИП, то здесь важно учитывать два фактора:

Поэтому если вы решите воспользоваться такой схемой, то нужно предварительно изучить региональное законодательство в вашем субъекте РФ на предмет необходимости уплаты этого налога.

Управленческий учет

Налоговое законодательство не обязывает предпринимателей вести управленческий учет, но это важная часть деятельности для всех собственников компаний. Каждому владельцу бизнеса необходимо точно понимать, сколько чистой прибыли приносит предприятие, насколько оно рентабельно.

Для этого важно планировать бюджет, доходы и расходы, маржу, а также сопоставлять его по результатам отчетного периода с фактическими доходами и расходами, отражать это в бюджете о движении средств.

Многие предприниматели недооценивают важность управленческого учета и потому отказываются от его ведения. В результате расходы, не связанные непосредственно с ведением деятельности, осуществляются хаотично и бесконтрольно: канцелярия, расходы на хозяйственные нужды, оплата коммунальных услуг и пр.

Небольшие суммы на первый взгляд кажутся несущественными в масштабах бизнеса. На самом деле, если пересчитать их на год, то они не всегда оправданы и вполне значительны, если направить их на другие цели.

Важно регулярно проводить инвентаризации, чтобы своевременно обнаруживать недостачи. В противном случае можно бесконечно пытаться оптимизировать издержки и налогообложение. и терять средства «прямо под носом» из-за того, что не налажен учет и контроль.

Как работают схемы оптимизации налогообложения на практике

Как уже понятно, льготные системы налогообложения — далеко не единственный способ законной оптимизации налогообложения. При строгом соблюдении законодательства компании могут использовать схемы дробления бизнеса, услуги ИП и налоговые льготы.

Рассмотрим их в комплексе на примере одной организации, работающей на ОСНО и занимающейся реализацией произведенной своими силами продукции. Какие у нее есть методы снижения налоговой нагрузки?

Итак, первое к чему стоит прибегнуть — это дробление бизнеса — деление на более мелкие предприятия.

Он абсолютно законен, можно подобрать оптимальные схемы для опта, розницы и других направлений бизнеса. Как уже говорилось выше, за пределы основной компании можно вывести непрофильный персонал и создать аутсорсинговую компанию, предоставляющую услуги основной компании.

В таком случае, доходы аутсорсинговой компании будут являться расходами предприятия на ОСНО, что приведет к снижению налоговой нагрузки. А если их еще дополнительно уменьшить на сумму расходов, которые несет в связи с деятельностью аутсорсиновая фирма, то суммы снизятся весьма значительно.

Применение дополнительного налогового режима

Это самый простой и популярный способ снизить налоговую нагрузку. Мы частично его уже затронули, коснувшись контрагентов с НДС и без НДС, а сейчас рассмотрим подробнее. Он максимально эффективен тогда, когда у вас есть контрагенты, которым не нужен НДС: физлица, льготники (УСН и др.).

Делим потоки реализации и создаем отдельную компанию на льготном режиме, либо, если это сложно или не выгодно — пользуемся услугами ИП на УСН.

В таком случае договоры с покупателями без НДС переводятся на другое юридическое лицо или ИП, а на компании на ОСНО останутся НДСники. В результате вы снижаете и НДС, и налог на прибыль.

Налоговые льготы

Если регулярно мониторить региональное законодательство, то можно убедиться, что в тех или иных регионах постоянно действуют налоговые льготы и пониженные ставки для определенных видов деятельности вплоть до налоговых каникул.

Отслеживайте это и используйте, в том числе для работы с определенными контрагентами, если это позволяет деятельность вашей компании. Как это можно сделать?

Например, Тульская область предлагает организациям на УСН, осуществляющим производственную деятельность, ставку 3% вместо 6%. У нее сохраняется право уменьшить налог на сумму страховых взносов в пределах 50%. Таким образом, размер эффективной ставки налогообложения в этом регионе 1,5%!

Можно все производственные акты передать собственной организации на УСН, работающей в Тульской области. Создать ее можно путем выделения, реорганизации и т.п. или просто открыть новую компанию, либо подать заявление на применение УСН.

Но последний способ вряд ли подойдет всем, потому что у вас скорее всего будут контрагенты, которым будет нужен НДС (оптовые поставщики сырья), а значит у вас должна оставаться организация, работающая на ОСН. На нее лягут все затраты (транспортные, арендные, маркетинговые и другие), связанные с НДС.

Дальше купленное сырье передается производственной компании в Тульской области на переработку. После этого компания на ОСН реализует готовую продукцию покупателям. Производственная компания также может реализовывать готовую продукцию покупателям, которым не нужен НДС.

Но это нужно предусмотреть в договоре, чтобы он соответствовал региональному законодательству Тульской области и допускал такой вид деятельности у производственной компании, как розничную или мелкооптовую торговлю.

Важно! Следует помнить о дополнительных льготах УСН, предусмотренных гл. 34 НК. Для многих организаций и предпринимателей, работающих на упрощенке возможна сниженная ставка по страховым взносам. Например, производство пищевой продукции, швейной и текстильной уплачивают 20%.

Отдельно о «наличке»

Законодательство всякими способами пытается ограничить количество наличных операций, которые и делают возможными существование всех теневых схем, выплату зарплат в конвертах, отмывание средств и пр. Только безналичные платежи обеспечивают абсолютно прозрачные схемы работы с контрагентами в глазах контролирующих органов.

Схема работы с наличными всегда будет сомнительным способом снижения налоговой нагрузки, и это не удивительно, потому что первое, что может прийти в голову — провести по документам меньшую сумму, чтобы с нее уплатить меньше налогов.

Налоговая регулярно выявляет такие схемы с наличными, постоянно доначисляет миллиарды рублей налогов к уплате, пени и очень большие штрафы. Такие игры с наличными могут привести к административной и даже уголовной ответственности. Поэтому выделить их в качестве одного из легальных методов снижения налоговой нагрузки нельзя.

Сегодня существует множество сомнительных компаний, предлагающих за супер низкий процент помочь с «обналичкой», но стоит помнить, что, связываясь с такой фирмой вы получите положительный результат лишь кратковременно, зато рискуете репутацией своей компании, потому что ненадежность вашего контрагента обязательно выявит налоговая и потом проблем не избежать.

Больше нет на 100% гарантированных способов обналичить средства через третье лицо, защитив при этом себя и свою компанию. Если ваш бизнес становится взаимосвязанным с фирмами-однодневками, «обнальными» конторами, личной материальной ответственности не избежать.

А риск привлечения к уголовной тоже очень высокий. Только легальные схемы и полный выход из тени теперь помогут работать российскому бизнесу стабильно и без риска.

Вместо заключения о деловой цели

Способов оптимизации налогообложения существует немало. Рассказать о них исчерпывающее очень сложно, потому что нет универсальных методов, для каждой компании с учетом особенностей ее бизнеса подойдут свои приемы и способы снижения налоговой нагрузки.

Важно понимать, что в последнее время ФНС часто проверяет субъекты хозяйствования на то, насколько реальны их операции и имеют ли они деловой характер. Отсюда вытекает понятие «деловой цели».

Снижение налоговой нагрузки не может выступать как самостоятельная деловая цель. Если будет доказано, что предприятие совершало операции для получения налоговой выгоды, то это может послужить основанием для отказа в уменьшении налоговых обязательств организации.

Например, вернемся к вопросу выделения отдельного юридического лица или ИП на другой системе налогообложения. Если у него нет собственных производственных мощностей или других баз для выполнения непосредственных функций, привлекаются к работе одни и те же сотрудники, заключаются те же самые сделки с такими же контрагентами, что и до преобразования, может встать вопрос о целесообразности такой реорганизации.

Важно, чтобы дробление было обоснованным (имело деловую цель): чтобы после реорганизации дела компании изменились к лучшему или можно было доказать, что существовать по-прежнему было менее эффективно: после реорганизации расширились каналы сбыта, увеличилась эффективность работы компании, снизились затраты и т.п.