Правильный и грамотный бухгалтерский и налоговый учет позволяет не только избежать различных проблем с фискальными органами, включая штрафы и финансовые санкции, но и положительным образом влияет на осуществление различных хозяйственных операций и получение большей прибыли. А увеличение прибыли дает возможность развития бизнеса, роста производства, повышения деловой репутации.

Так что в случае отсутствия порядка в сфере ведения налогового учета на протяжении длительного периода, такая ситуация требует исправления и вмешательства специалистов.

Основными причинами, по которым налоговый учет не велся вовсе или велся неправильно, а теперь подлежит восстановлению, являются, прежде всего, некомпетентность в этом вопросе самого предпринимателя либо его бухгалтера.

Еще одной причиной, требующей такого восстановления, является утеря документов, их кража, приведение в непригодность в результате пожара или затопления.

Применение неправильных методов ведения учетов, недостоверность имеющихся первичных данных, также требуют процедуры восстановления. Обязательной является такая процедура в случае выявления контролирующими органами нарушений законности в деятельности предпринимателя, если ему грозит любой вид ответственности – уголовная, административная или налоговая.

Самой сложной является ситуация, если налоговый учет предпринимателем совсем не велся.

Восстановление налогового учета проходит в несколько стадий.

Вначале следует провести инвентаризацию всего имущества, используемого предпринимателем в своей деятельности, а также всех имеющихся обязательств. Такая процедура осуществляется с целью выявления несоответствий данных бухучета фактическому наличию товаро-материальных ценностей и средств производства.

Также обязательно необходимо провести анализ действующих хозяйственных договоров и всех имеющихся бухгалтерских документов.
Это предусматривает обработку кассовой отчетности, восстановление проводок, сопоставление фактических данных с данными отчетов, проверка правильности заполнения оригиналов документов.

В случае отсутствия, обязательно формируется первичная документация – кассовые и авансовые отчеты, накладные, счета.
Вся отчетность должна быть сформирована и восстановлена за весь период отсутствия ведения налогового учета, после чего отчет должен быть подан в налоговую службу и внебюджетные фонды.