Налоговое планирование дает возможность организовать учет, управлять затратами и прибылью, оказывать воздействие на финансовую устойчивость. Все это в конечном итоге влияет на результативность работы предприятия. На оптимизацию налогов оказывают влияние выбор учетной политики, определение структуры активов, прочие элементы планирования.

Зачастую использование даже законных способов налоговой оптимизации не позволяет избежать споров и конфликтов с государственными органами. В таких ситуациях плательщики поставлены в неравноценные условия, так как инспекторы наделены властными полномочиями и различными мерами воздействия по ограничению прав и имущественных интересов организаций в принудительном порядке. Тем не менее, правильное применение законодательства, грамотная организация налогового учета, реализация своих прав и использование предоставленных законом гарантий дают возможность защитить себя от неправомерных действий и решений органов власти.

Налоговое планирование и учет являются функцией управленческого учета. Все необходимые данные можно получить только на основе налогового учета. В первую очередь, это сведения о фактически налогооблагаемых доходах и расходах. Переход от налогового учета к планированию требуется в условиях введения управленческого учета и применения бюджетирования, которое представляет собой процесс разработки, контроля и анализа исполнения планов, касающихся производственной, финансовой, снабженческой и инвестиционной деятельности организации.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета максимально полно выражается при планировании и контроле бюджета. Необходимость процедуры определяется ограниченностью ресурсов и требованием их эффективного использования. Для налогового планирования требуются фактические данные об объемах продаж, покупок, капитальных вложений и других объектов учета, которые имеют значение для целей налогообложения. Планирование осуществляется не менее чем за один месяц до начала следующего года.